У ребенка зависимость от гаджетов: что делать?

После самоизоляции участились жалобы родителей на зависимость детей от гаджетов. Будущие первоклассники «сидят в телефоне» вместо подготовки к школе, а трехлетки плачут, когда родители отнимают у них планшет с игрой. Как определить, что игры с гаджетами уже приобретают характер зависимости, и что делать родителям в такой ситуации.

Чтобы снизить выраженность факторов, которые ведут к формированию гаджет-зависимости ребенка, необходимо вспомнить о том, что дело не в детской силе воли, а в эмоциях и отношениях. Прежде всего нужно проанализировать атмосферу в семье и определить, чем зависимость ребенка от гаджета удобна взрослым. 

1 Шаг. Проанализируйте нерешенные эмоциональные проблемы ребенка.

Гаджеты становятся опасными, только когда они превращаются в «похитителей реальности». Если виртуальная игра вытеснила живую игру, а виртуальный мир стал главным источником эмоций, проблема есть. Для ребенка основные причины зависимости – это негативные эмоции, которые он переживает дома: «страшно», «скучно», «непредсказуемо», «обидно», чувство одиночества, ненужности, брошенности. Значит нужно сначала обратить внимание на то, как ребенку живется в эмоциональном смысле: счастлив ли он, часто ли радуется, смеется.

Проанализируйте, в каком тоне вы взаимодействуете с ребенком. Попробуйте в течение нескольких дней использовать заинтересованный одобрительный тон и посмотреть, что изменится в поведении ребенка. Важно задавать вопросы и слушать ответы дошкольника, не угрожать, не ругать. Когда ребенок делает что-то не так, родители твердым спокойным тоном повторяют правило: «во время еды не играют», «кошек не бьют», «игрушки убираем в коробку». Чаще хвалите ребенка, поощряйте, выражайте интерес. Выделяйте хотя бы пять минут в день на то, чтобы пообщаться с ребенком: говорить только с ним о том, что интересно ему.

2 Шаг. Определите, в чем зависимость удобна взрослым.

Когда у родителей мало времени и много задач, нужно вводить для дошкольника новые правила и новые занятия. Это поможет избежать ситуации, когда удобство взрослых становится причиной зависимости ребенка. Вполне нормально, если какое-то время ребенок будет с гаджетом, а родители заняты своими делами – если это не повторяется каждый раз, когда они чем-то заняты. Определите временной интервал, на который вы разрешаете ребенку гаджет. Действуйте последовательно: «Скажите ребенку, что на то время, пока вы будете делать то-то и то-то, он может позаниматься с гаджетом. Скажите, в какое время он должен отложить гаджет, и спокойно напомните об этом, когда время придет. На остальные временные промежутки говорите ребенку, что он должен заняться чем-то другим». Помогите ребенку найти вдохновение. Можно предложить конструктор, забытые игрушки, материалы для творчества, вдохновляющие предметы: для дошкольников это коробка, сумка, скотч, ножницы, веревочка, вата, сыпучие продукты, таз с водой и мелкие предметы для купания в тазу. Покажите ребенку начало игры, например, кукольного салона красоты, лечения зверей.

3 Шаг. Увеличьте количество впечатлений в жизни ребенка.

Часто гаджет – ответ на скуку, поэтому надо учить ребенка рассматривать, а потом читать книги, листать журналы, рисовать. Водите ребенка на разные площадки, чаще выходите на природу, если есть возможность – возите в музеи, на выставки. Используйте разные варианты досуга: покажите, как собрать природные материалы, разрешите набрать целый пакет, принести их домой и возиться с ним; дайте на прогулку мячик и позвольте ребенку много носиться с ним; попросите знакомых с доброй собакой иногда позволять ребенку играть с ней. Учите ребенка бытовым делам: разогреть пищу, уложить волосы, убраться на полке. Обращайтесь к ребенку за помощью в делах, вовлекайте его в уход за бытом. Просите ребенка рисовать и лепить для взрослых, показывать сценки и быть благодарным и восхищенным зрителем.

4 Шаг. Сформулируйте ясные правила насчет гаджетов.

Важно разобраться в себе и своих требованиях: можно или нельзя играть с гаджетами, это плохо или хорошо, правило действует для всех или только для ребенка. Если взрослый то разрешает гаджет, то нет, поощряет и наказывает гаджетом – у ребенка будет зависимость. Продумайте, озвучьте и обсудите правила в семье. Определите: что должно быть сделано до гаджета, каковы реальные задачи и нагрузка; когда играть нельзя, например, за едой, вместо занятий; сколько можно играть. Озвучьте правила ребенку и начинайте следовать им, а если ребенок возражает – признайте его чувства, дайте возразить, не ругайте, посочувствуйте, но правило не меняйте. Важно самим не пользоваться гаджетом без необходимости, откладывать его подальше от себя, уменьшить число аккаунтов в социальных сетях и чатах, больше двигаться и разговаривать.

5 Шаг. Создавайте положительные эмоции.

Помните, чтобы избавиться от зависимости, ребенку нужна не сила воли, а благополучное эмоциональное состояние.

Вывод: Любите и берегите своего ребенка. Играйте и говорите с ним. Чаще обнимайте, гладьте, целуйте ребенка. Ухаживайте за ним, его одеждой, внешностью, помогайте ему поддерживать уют и порядок в комнате. Ежедневно проводите время именно с ним. Сдерживайте негативные эмоции, не нападайте на ребенка, не сливайте в него дурное настроение. Следите за правильным режимом своей и детской жизни. Находите другие занятия, помимо гаджетов, не обездвиживайте его с помощью них – дайте возможность бегать, шуметь, творить. Всегда предлагайте приятные альтернативы гаджетам.

Источник: Справочник педагога-психолога